чем выгодна оплата коммунальных услуг по счетчикам

На современном этапе развития реформы жилищно-коммунального хозяйства одним из наиболее важных вопросов является постепенный переход на оплату коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах по приборам учета. Это непростая задача, т.к. здесь переплетаются юридические, технические, организационные и психологические вопросы.

 


В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению к коммунальным услугам жильцам многоквартирного дома относятся:

- предоставление электроэнергии;

- предоставление услуг сетевого газоснабжения;

- предоставление услуг водоснабжения (без горячей воды);

- предоставление услуг горячего водоснабжения;

- предоставление услуг канализации;

- предоставление услуг центрального отопления.

 

Оплата электроэнергии

В настоящее время оплата потребленной электроэнергии жильцами многоквартирных домов производится двухканально. За потребленную электроэнергию непосредственно в квартире владелец квартиры ведет оплату по показаниям электросчетчика. Оплата за электроэнергию, использованную в местах общего пользования (подвал, лестничные клетки, коридоры и чердачные помещения) и за лифт производится по нормативам и включается в стоимость технического обслуживания здания. Жильцы не знают, сколько электроэнергии тратится на эти цели и, естественно, ее не экономят.

Фактически во многих домах на вводе электроэнергии установлены трехфазные электросчетчики, но их показания непосредственно в расчете оплаты не используются и применяются энергоснабжающей организацией только для функций контроля.

 

Оплата услуг сетевого газоснабжения

Оплата за использование природного газа производится по нормативам пропорционально количеству зарегистрированных в квартире жильцов. Нормативы зависят от региона и от наличия или отсутствия газовых колонок. Необходимо отметить, что в газоснабжении есть специфика по сравнению с другими видами энергоносителей. Она заключается в том, что если в доме отсутствуют нежилые помещения, используемые для производственных целей (магазины, парикмахерские и т.д.), то по дому в целом практически нет потребления газа дополнительно к потреблению в жилых помещениях.

 

Оплата услуг холодного, горячего водоснабжения и канализации

Оплата услуг холодного, горячего водоснабжения и канализации производится по региональным нормативам пропорционально количеству человек, зарегистрированных в квартире. При этом объем водоотведения принимается равным сумме потребленных объемов холодной и горячей воды. Нормативы потребления воды и стоимость оплаты за одного человека зависят от сложившегося положения в том или ином регионе.

В последнее время, все вновь построенные дома, вводятся в эксплуатацию с установкой в нем квартирных водосчетчиков. Для указанных целей широко и повсеместно применяются тахиметрические одноструйные водосчетчики. Несмотря на относительно небольшой срок использования приборов для поквартирного учета воды рынок счетчиков довольно разнообразен. На сегодняшний день Госреестром РФ зарегистрировано и сертифицировано 500 видов счетчиков воды.

Если установить в жилом квартале квартирные счетчики воды, то сумма их показаний за месяц будет меньше расчетной величины, определенной по социальной норме. Это не подвергается сомнению. На практике одновременно с внедрением водосчетчиков растет небаланс водозабором и водоразбором по приборам учета, что списывается на потери в распределительных сетях.

 

Оплата услуг центрального отопления

Оплата за отопление производится по региональным нормативам, исходя из общей площади помещений. Стоимость услуг по отоплению мест общего пользования входит в норматив оплаты за квадратный метр общей площади жилья.

Достаточно часто подчеркивается, что учет есть мероприятие фискального, даже бухгалтерского характера. Отсюда должно следовать, что теплосчетчик – это прибор, от которого требуется получать единственную цифру, а именно: значение тепловой энергии, потребленной за тот или иной период времени. В общем полная аналогия с электросчетчиком. Однако тепло или тепловая энергия – товар «сложный» и, помимо количественной оценки, может характеризоваться еще и качеством. Критерием качества может быть температура теплоносителя, но достаточно трудно эти критерии формализовать и «пересчитать в деньги». В то же время интуитивно понятно, что потребитель должен потреблять, а производитель – производить только качественный теплоноситель, и расчеты между ними должны осуществляться именно с поправкой на качество.

Основной недостаток существующего порядка оплаты коммунальных услуг заключается в том, что оплата почти всех услуг ведется по нормативам, а не за реально полученный объем услуг определенного качества. Анализ показывает, что для перехода на оплату коммунальных услуг в многоквартирных домах по приборам учета имеется законодательная база. Трудность состоит в том, что отсутствуют документы по процедуре перехода к оплате коммунальных услуг по приборам учета и по вопросам, как рассчитывать оплату владельцу или нанимателю конкретного помещения в многоквартирном доме за ту или иную услугу.

В процедурах перехода есть несколько принципиальных моментов, от решения которых зависят методология перехода и необходимые юридические, организационные и технические решения.

Первым, базовым, является вопрос о том, может ли собственник или наниматель жилой площади в многоквартирном жилом доме быть в юридических взаимоотношениях с энергоснабжающей организацией? Во-первых, квартира не существует автономно. Она является частью многоквартирного дома, в котором, кроме квартир, имеется внутридомовое инженерное оборудование (лифтовое хозяйство, участки трубопроводов холодной и горячей воды, отопления, канализации, участки электропроводки, мусоропроводы), которое является частью общего имущества, и оно необходимо для функционирования дома в целом. Указанное инженерное оборудование требует постоянного обслуживания, и кто-то должен об этом заботиться. Также в доме всегда имеются затраты энергоносителей, относящиеся к дому в целом. Указанные затраты необходимо учитывать и распределять их по тому или иному алгоритму между всеми собственниками и нанимателями жилых помещений.

Так как уже сейчас практически во всех квартирах установлены квартирные электросчетчики, то одновременно с установкой домовых электросчетчиков можно переходить к оплате за дом в целом по домовому электросчетчику и осуществлять распределение этой оплаты между отдельными собственниками и нанимателями жилья с учетом показаний квартирных электросчетчиков. По всем остальным видам услуг, кроме газоснабжения, первым обязательным этапом должно стать внедрение в жизнь оплаты коммунальных услуг по домовым приборам учета.

Вторым этапом является установка квартирных приборов учета. Это позволит перейти на распределение оплаты за дом в целом между отдельными собственниками не по нормативам, а с учетом показаний квартирных приборов учета. И хотя второй шаг не является обязательным, но именно в нем заинтересованы собственники и наниматели квартир, т.к. он дает возможность сократить объемы платежей за счет более экономного использования энергоносителей. В этом шаге заинтересовано и государство, т.к. по стране в целом сокращаются нерациональные траты энергоносителей.

Как пример, можно привести демонстрационную зону энергоэффективности, созданную в микрорайоне Темерник, в которой во всех жилых домах установлены узлы учета тепловой энергии с выводом данных потребления тепловой энергии на диспетчерский пункт. Также выполнена работа по установке узлов учета тепловой энергии в жилых домах муниципального жилищного фонда Железнодорожного района и созданию на диспетчерском пункте информационной системы с выводом на нее по каналам сотовой связи информации по контролю работы узлов учета тепловой энергии, насосных станций подкачки жилых домов, состояния лифтов.

В 2004 году за счет средств областного бюджета выполнены работы на 98 объектах жилищного фонда по созданию зон повышенной энергоэффективности (оснащение объектов муниципального жилищного фонда приборами учета и системами регулирования потребления тепловой, электрической энергии, газа, воды, внедрение систем управления приборами учета и другого инженерного оборудования, позволяющего повысить эффективность использования топливно-энергетических и водных ресурсов) в 4 городах области: Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, Шахты.

Создание подобных автоматизированных систем представляет несомненный интерес, с одной стороны, как для субъектов областного управления, поскольку позволит организовать экономию бюджета за счет снижения убытков по жилищным субсидиям, дотациям, льготным доплатам, обслуживанию узлов учета и пр., а с другой стороны и для самих квартиросъемщиков, поскольку позволит производить оплату только за реально предоставленные услуги. Кроме того, появляется возможность своевременного выявления неконтролируемых потерь энергоресурсов как со стороны ресурсоснабжающих организаций, так и на энергопотребляющих объектах, что позволит своевременно внедрять энергосберегающие мероприятия и получать дополнительную физическую и финансовую экономию.

 



Яндекс.Метрика